суббота, 11 мая 2013 г.

Праздник Победы. Грустные размышления.


Вчера в праздничной толпе, наблюдающей за парадом рядом с нами стояли две веселые женщины, которые вслед за ведущим праздника каждый раз кричали "Ура!". Потом  смотрели по сторонам и удивленно вопрошали нас "Что же никто не кричит?" "Что же вы не радуетесь?"
Праздник приобрел в последние годы  легкомысленный оттенок. Все улыбаются друг другу "С праздником!" Типа Новый год. Открыточки в сетях, дежурные смски. Даже уже немолодое поколение поддается этому настроению.

Чему радоваться? На праздник радости имеет право поколение, которое пережило эти страшные годы, выдержали, выжили, выстояли. Для них это Победа, их Победа. Для нас это праздник трагический, стоит хоть немного задуматься над смыслом его, над страшными обстоятельствами, над огромной ценой этого торжества. Это праздник безграничной благодарности и поклонения. Эти переживания когда-то и составляли глубокий смысл Дня Победы. Фильмы о войне и песни заставляли почти все население плакать и переживать своеобразный катарсис. Потом освобождение  и вот только потом грустная радость. Жизнь продолжается. Войны нет. Мир. Цветы. Весна.
 Плакали?
Самый эмоционально сложный и насыщенный праздник. Даже не праздник а какое-то общенациональное переживание, объединяющее поколения.
 Что же мы видим сейчас? Хвастливая надпись "Спасибо деду за Победу!" Не выражение благодарности, а  именно хвастливая. Деды какие крутые- фашистов победили в какой-то там войне в прошлом веке- молодцы! Это как футбольный матч или хоккей  с канадцами выиграть.
Ура, мы победили! Они ничего не чувствуют не знают! И они в этом не виноваты. Виноваты те, кто не донес. Где в семье не хранится память о войне, прошедших войну, о погибших, где не воспитывается уважение к их памяти. Где никогда не смотрят с детьми старые фильмы о войне и не слушают  в День Победы военные песни.
На общее военно- патриотическое воспитание надежды мало. Государственная идеология разыгрывает карту национализма, поэтому такое смещение акцентов выгодно  для нее. Выгодна толпа мало думающих молодых людей кричащих "Россия вперед!". Нацепивших георгиевскую ленточку и думающих, что все они приобщены к Великой Истории и Великой Победе. "Я помню. Я горжусь!". "Помню" не прокатывает. Не помнят, не знают. Акцент на втором "Горжусь" (это- идеологическая фишка сейчас). В мае прошлого года я все писала о георгиевской ленточке как профанации боевого символа. В этом году задумалась: а может и ничего, может хоть так? Результат размышлений- нет,  не так.
Хотя символ-красивый!
Георгиевская ленточка не  рождает интерес к истории и уважение к ветеранам, а снимает его. Ничего не нужно делать, никаких нравственных или физических усилий :просто завязать ленточку. Как просто и как круто! Привязал ее куда не попадя и  убита куча зайцев: ты крут, ты патриот, вызываешь всеобщее уважение, участвуешь в общероссийской акции, выражаешь благодарность ветеранам, уважаешь историю, любишь Родину, приобщаешься к победе в Великой Отечественной войне. Такое простое действие и столько преференций! Современное патриотическое воспитание.
Наблюдала за ним в школе. Акция "Георгиевская ленточка" . Четыре старшеклассника постоянно в микрофоны повторяют один и тот же торжественный текст. Смысл " Если помнишь-повяжи".
На входе в школу раздаются ленточки. "Только взрослым" строго сказала девушка на входе, когда наши второклассники пытались попросить ленточки. Класс моей дочери первый у входа поэтому детишки зомбированные постоянной фразой  "Если помнишь-повяжи!" волнами подходили за ленточками и уходили ни с чем.
Возмущенные пришли к учителю"Зачем мы тогда мы это надели!" (про парадную форму). Желание получить ленточку и завязать ее было очень сильным. Вроде забавно, но не все так просто. Вечером дочь рассказала о классном часе, предварительно сказав пятилетнему Степану: "Выйди - буду страшное рассказывать!" Рассказала о концлагерях. Совсем безобидно. Ее поразило больше всего, что там детей убивали. Потом неожиданно: "Мама я долго потом думала-зачем они так делали? А потом поняла- наши тоже хотели так делать, когда воевали, да?" Я про справедливые войны, про защиту Родины, а она:
- Нет скажи -хотели?
- Наверное,  да.
- Я так и думала. Это плохо, мама. Война плохо.
Вот он самый главный вывод - война плохо. Так не должно быть!
Война не приключение современных военных фильмов, а страшная реальность. Не георгиевская ленточка, привязанная к сумочке, а красное кровавое Знамя Победы.
Хорошая такая метафора   у поэта, участника войны Булата Окуджавы:

Не верь войне, мальчишка,
не верь: она грустна.
Она грустна, мальчишка,
как сапоги тесна.

Твои лихие кони
не смогут ничего:
ты весь — как на ладони,
все пули — в одного.



9 комментариев:

  1. Читаю и размышляю...У меня папа был юнгой Северного флота- участник войны.Наташа, спасибо за нужные слова, за твои заметки!

    ОтветитьУдалить
  2. Всё верно написано. Я историк по образованию и всегда удивляюсь ленточкам и надписям на машинах, фабрика тщеславия

    ОтветитьУдалить
  3. Наташа, помню наш с тобой прошлогодний разговор об отношении ветеранов к георгиевской ленточке, как к награде, я из уважения к ветеранам тогда сняла этот символ...но, прости, на парад в этом году надела...может быть мой погибший дед, вместе со мной прошел парадом в честь Победы...!?
    И еще, недавно я начала переписываться вконтакте с двоюродной племянницей, она живет с мамой и ничего не знает о своих корнях со стороны папы. Девочка поздравила меня с Днем Победы, и я рассказала ей о прадеде, моем деде. Знаешь, осталось послевкусие родной крови...жаль, что не осталось никого, кто бы мог нам рассказать о нем подробнее....информацию я собирала из разных источников, включая интернет...а девочке даже сделать запрос - не получится, нет исходных данных....короткая память у истори...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже жалею бесконечно- не расспросила когда-то у родственников о воевавшем деде. А теперь и не у кого. Вообще много не расспросила...

      Удалить
  4. "Рассказала о концлагерях. Совсем безобидно. Ее поразило больше всего, что там детей убивали. Потом неожиданно: "Мама я долго потом думала-зачем они так делали? А потом поняла- наши тоже хотели так делать, когда воевали, да?" Я про справедливые войны, про защиту Родины, а она:
    - Нет скажи -хотели?
    - Наверное, да."

    Я неправильно прочитал или вы действительно сказали дочери что наши отцы, деды и прадеды тоже хотели сделать концлагеря и там убивать детей???
    Сергей.

    ОтветитьУдалить
  5. Сергей, когда дочь задавала этот вопрос речь шла уже об убийстве людей. Она уже поняла, что не делали этого наши, но "хотели" означает, думаю, силу их ненависти, эквивалентной вражеской.

    ОтветитьУдалить
  6. Нам, взрослым, понятно, что уничтожение врага в условиях военного времени, который попрал нашу свободу, топчет нашу землю, убивает мирных жителей, это правое дело. А для ребенка это убийство. Я не педагог и не психолог, но кто-то должен объяснить ребенку разницу...

    ОтветитьУдалить
  7. Просто на мой взгляд несколько некорректный ответ на вопрос девочки. Хотя я понял ( сейчас ) о чем Вы говорите.


    Сергей.

    ОтветитьУдалить
  8. И я не согласен с Вашим суждением насчет хвастовства и непонимания среди молодежи. Да мы не можем сказать я помню как очевидцы тех событий, но мы можем говорить Я ПОМНЮ как те, кто будет всегда с гордостью проносить сквозь века подвиг наших предков, кто будет рассказывать о них детям и внукам.
    "Вчера в праздничной толпе, наблюдающей за парадом рядом с нами стояли две веселые женщины, которые вслед за ведущим праздника каждый раз кричали "Ура!". Потом смотрели по сторонам и удивленно вопрошали нас "Что же никто не кричит?" "Что же вы не радуетесь?"" - все это как-то слишком уж - это конечно самая масштабная война, но пройдет ее пару поколений и уже не будет таких, кто носит траур, иначе учитывая нашу более чем 1000 летнюю официально-подтвержденную историю постоянных и практически непрекращающихся войн за свободу и выживание нам придется носить траур каждый день, потому как те события может и не были настолько масштабными в абсолютном значении, но достаточно масштабны или важны в относительном ( сравнительном )....

    Сергей.

    ОтветитьУдалить